Сопровождение воспитанников с ОВЗ и инвалидов - Детский сад 1 Самара

Перейти к контенту
Дополнительные вкладки
В МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара осуществляется коррекционное сопровождение детей с ОВЗ дошкольного возраста 3-7 лет (V и VII вида).
В МБДОУ организовано 5 групп для детей с ОВЗ, из них: 3 группы для детей дошкольного возраста с ТНР, 2 группы для дошкольников с ЗПР. Помимо этого, сопровождение детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет осуществляется в условиях инклюзивного обучения (индивидуальные коррекционные занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога в зависимости от заключения, индивидуальных особенностей воспитанников и рекомендаций ПМПК).
Основу комплексного сопровождения детей с ОВЗ составляют следующие принципиальные положения:
  • коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;
  • содержание коррекционной работы – это психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в речевом (познавательном) развитии воспитанников;
  • все специалисты осуществляют коррекционную работу.


В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Так, дети с ОВЗ могут посещать группы компенсирующей направленности или группы общеразвивающей направленности. Для коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) и осваивающими основную программу совместно с другими детьми, в группах общеразвивающей направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) или задержки психического развития (ЗПР).
Цель коррекционной работы – устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием основного дефекта (при речевом недоразвитии – познавательных процессов, при нарушении познавательной сферы – речевого недоразвития), предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для каждого воспитанника с ОВЗ в группе коррекционной или общеразвивающей направленности учителем-логопедом/учителем-дефектологом или совместно указанными специалистами после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и с учётом одной из перечисленных Программ коррекционно-развивающей работы, разрабатывается индивидуальный план, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям дошкольника с ОВЗ.
В рабочих программах, разработанных с учётом коррекционных технологий для детей с ТНР и ЗПР заложено оптимальное сочетание индивидуальной коррекционной работы и совместной деятельности детей и взрослого, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Свободное время для игр выделяется и в первой и во второй половине дня, а также время для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программ обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции познавательно-речевой сферы и тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей, родителей.
Структура программ коррекционной работы включает взаимосвязь диагностического, коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей. Модульный
принцип позволяет вносить своевременные изменения в программу и процессы реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника.
Комплексное коррекционное сопровождение дошкольников с ОВЗ (V и VII вида) в МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара осуществляется в соответствии с локальными актами, регламентирующими деятельность специалистов, осуществляющих данное сопровождение:
В группе для детей с ТНР коррекционное сопровождение осуществляют: учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
В группе для детей с ЗПР сопровождение воспитанников с ОВЗ осуществляют: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Неотъемлемыми участниками комплексного коррекционно-педагогического сопровождения являются родители.
В МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара группы компенсирующей направленности ДОУ открыты с марта 2014 г. С этого же времени осуществляется инклюзивное сопровождение воспитанников с ОВЗ и инвалидов в группах общеразвивающей направленности ДОУ.
СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Старший воспитатель коррекционно-педагогического сопровождения:
1 корпус – 2 этаж.
Педагоги коррекционного сопровождения:
1 корпус:
Группа № 12 – группа компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОНР.
Группа № 5 – группа компенсирующей направленности ДОУ для детей с ЗПР.
Кабинет логопеда – 2 этаж – учителя-логопеды инклюзивного сопровождения детей с ОНР 4-7 лет, ожидающих зачисления в группу компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОНР.
Кабинет дефектолога – 3 этаж – учитель-дефектолог инклюзивного сопровождения детей с ОНР 4-7 лет, ожидающих зачисления в группу компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОНР.
Кабинет психолога – 3 этаж – оказание консультативной помощи родителям и воспитанникам 1 корпуса, оказание коррекционно-психологической помощи воспитанникам группы компенсирующей направленности ДОУ № 5 для детей с ЗПР.
2 корпус:
Группа № 29 – группа компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОНР.
Группа № 33 – группа компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОНР.
Группа № 19 – группа компенсирующей направленности ДОУ для детей с ЗПР.
Кабинет логопеда – 1 этаж – учителя-логопеды инклюзивного сопровождения детей с ОНР 4-7 лет, ожидающих зачисления в группу компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОНР.
Кабинет дефектолога – 1 этаж – учитель-дефектолог инклюзивного сопровождения детей с ОНР 4-7 лет, ожидающих зачисления в группу компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОНР.
Кабинет психолога – 3 этаж – оказание консультативной помощи родителям и воспитанникам 1 корпуса, оказание коррекционно-психологической помощи воспитанникам 2 корпуса.
3 корпус:
Кабинет логопеда – 1 этаж – учителя-логопеды инклюзивного сопровождения детей с ОНР 4-7 лет, ожидающих зачисления в группу компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОНР.
Кабинет дефектолога – 1 этаж – учитель-дефектолог инклюзивного сопровождения детей с ОНР 4-7 лет, ожидающих зачисления в группу компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОНР.
Кабинет психолога – 3 этаж – оказание консультативной помощи родителям и воспитанникам 1 корпуса, оказание коррекционно-психологической помощи воспитанникам 3 корпуса.
Система сопровождения воспитанников с ОВЗ и инвалидов
Справка о создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и инвалидов
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому